О личности, социальных установках, мотивации и бережливом производстве

Не так давно принимал участие в оживленной дискуссии, где обсуждалось влияние социальных факторов и личностных аспектов сотрудника на его поведение и производительность в организации…

Снова перечитал результаты эксперимента с 5 обезьянами, лестницей, бананами и ледяной водой и вот, что получилось….

Личные особенности — это замечательно, но социальные нормы — мощнейший фактор. Мы все им следуем, а не говорим, мол, я холерик, а значит, могу ехать быстрее, резче и на любой сигнал светофора. Или так: я флегматик, поеду-ка я на следующий зелёный. В жизни, конечно, подобное встречается довольно часто, но любое нарушение ПДД — это осознанный риск.

То же самое работает и в организации. Трудоустраиваясь, человек принимает «правила игры» и следует им, либо уходит. Личностный подход — искусство руководителя и HR, если есть не номинально, как в 90% случаев бывает, а действительно ведется глубокая работа на всех уровнях коллектива.

Многими любимое и наиболее часто применяемое НАКАЗАНИЕ, как мотивированный фактор, одинаково неприятно для всех, но к созиданию не стимулирует. Хорошо же сбалансированная команда неоднородна, потому и способов мотивации великое множество. Ценность наказания заключается не в тяжести «Дамоклова мяча», зависшего над головами «бедных» сотрудников, а в его (наказания) неотвратимости. К слову сказать, в УК и ТК РФ всё подробно описано. Остальные изыскания работодателей, с моей точки зрения, ни что иное, как способ облегчить себе любимым жизнь и освободить время, которого всегда так не хватает на СВОЮ работу. Столь любимая многими бизнес-литература гласит, что 20% рабочего времени руководитель должен расходовать на СВОЮ работу. А 80%? Правильно, на работу с сотрудниками, которые создают продукт или услугу.

Таким образом, при работе с персоналом организации идут по двум пути: простому и сложному. Простой путь – это решить всё рекрутментом и отсевом. Второй и более сложный, а потому интересный – создать и заставить эффективно работать действительно хорошую систему мотивации…

Вернемся к идее Бережливого производства (Lean). Концепция позволяет выстроить систему вовлеченности сотрудников. Требует вовлечения и руководства, что позволяет «размыть» границы иерархии. Не убрать, но сократить пропасть между звёздными управленцами и сотрудниками, создающими ценность. Уверен, что для подавляющего большинства работников чувство сопричастности к общему результату и признание вклада в общий успех, вне зависимости от занимаемой должности и социального статуса, и будет основным мотивом качественно выполнять свою функцию.

ЭволюцияПричём же здесь обезьяны, спросите Вы? Приведу ниже одну из интерпретаций экспериментов, найденную на просторах интернета. А Вы судите сами, но при суждении помните, что уровень нашей социализации много выше:

Опыт №1

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице, с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Опыт №2

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, «старые» пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

Итог: на лестнице так и лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее»

Написать ответ