Что такое тренинг?

Существует великое множество видов и форм передачи обучающей информации и приобретения знаний, умений и навыков. Это и обучение в самом широком смысле этого понятия, это и наставничество, и менторство, и коучинг, в конце концов.

В современных условиях понятие «тренинг» занимает в этой парадигме одно из основных и главных мест. Попытаюсь обосновать, почему. Для начала приведу несколько общепринятых определений понятия «тренинг».

В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) предложила следующее рабочее определение: «Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации» (Wilson, 1999: 4)».

«Тренинг — обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме».

«Тренинг. Любая спланированная последовательность действий, предназначенная и направленная на то, чтобы помочь индивиду или группе людей научиться эффективно выполнять работу или задание. (Эта последовательность может быть как тренингом на рабочем месте, так и вне его, семинаром, открытым пакетом ин­струкций или Интернет-программой.)»

Итак, резюмируя вышесказанное, взятое и приведенное методом случайного выбора из великого множества определений, можно констатировать, что тренинг – это форма интерактивного обучения, направленная как на передачу, так получение знаний, а также отработку умений и развитие компетенций, необходимых для успешного выполнения чего-либо, например, в профессиональной деятельности.

Возникает вопрос: а все ли можно развить путем тренировки? Как можно, например, развить взаимоотношения в коллективе?

Приведу пример тренинга по развитию навыков командной работы:

Основной целью мероприятия является получение опыта командной работы, совместного решения задач, взаимопомощи и поддержки, а также выработка  эффективной стратегии взаимодействия в коллективе, и, как следствие, начало работы команды специалистов, как единое целое.

Такой эффект достигается посредством трех составляющих:

Формирование понимания и развитие навыков командной работы. Участники тренинга учатся ставить и каскадировать цели, гармонизировать общую цель с целями каждого члена команды, принимать ответственность за результаты работы команды, конструктивно взаимодействовать, принимать единое командное решение и согласовывать его с остальными участниками.

Формирование командного духа. Это, по сути, комплекс мероприятий, направленных на усиление чувства сплочённости, формирование доверия между сотрудниками, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга, создание мотивации на совместную деятельность, получение опыта эффективных совместных действий, повышение неформального авторитета руководителей и развитие лояльности участников программы по отношению к организации.

Формирование команды, осуществляемое по средствам механических (игровых) действий по развитию и оптимизации структуры коллектива. Она включает в себя эффективное использование сильных сторон состава команды, лидерских качеств ее участников, распределение ролей и полномочий для оптимального достижения результатов. Следствием отработки таких навыков становится начало формирования новой структуры предприятия, налаживание горизонтальных взаимодействий внутри коллектива.

Для чего все это нужно?

С точки зрения концепции внедрение бережливого производства на Российских предприятиях процесс изменений в организации, причем стабильный и поступательный, возможен лишь в том случае, когда организация становится самообучающейся со сформировавшимся сбалансированным коллективом – командой, имеющей общие цели и единый и понятный вектор развития. Команда – основа развития. Командообразовательные тренинги – ключ зажигания для процессов изменения. Тренинг – действенный инструмент обучения и развития….

Как правильно выбрать командообразовательное мероприятие и не потерять на неэффективных тренингах рассмотрим в следующих статьях.

Использованная информация:

  1. Кеннет Фи, Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать.
  2. Сидоренко Е. В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату.
  3. Л. Рай, Развитие навыков тренинга.

Написать ответ